Темы для самоподготовки

Цель: помочь студентам в изучении данных тем, суметь выделить главное и составить краткий конспект изучаемого материала

 

Тема 1:  Искусство 18 столетия. Россия

 

XVIII век в истории культуры явился поворотом от средневековья к Новому времени. Реформы Петра I затронули все стороны жизни. Эти реформы выдвинули Россию в ряды развитых стран Европы. Петр І ввел пенсионерство. Молодые таланты ехали за границу шлифовать свой талант, иностранцы-специалисты по приглашению Петра ехали работать в Россию. В петровскую эпоху получили развитие новые области изобразительного искусства, графика, миниатюра по эмали и в первую очередь портретная живопись. 

 

Разновидности портретов

Произведение

Характеристика

Парадный

Д.Левицкий

«Портрет Екатерины законодательницы»

Внимание художника к сословной значимости портретируемого. Художник прорабатывает предметы роскоши, колонны драпировки. Но антураж не заслоняет психологизм образов.  

Полупарадный

Д.Левицкий

«Портрет Демидова»

 

Камерный и интимный

 

Главная задача – передача сложности и многообразия духовной жизни персонажей.

Портрет пейзаж

 

Ведущую роль в характеристике модели играет окружающий ландшафт.

Семейный

Матвеев

«Автопортрет с женой»

 

Групповой

 

Часто парный портрет. Эта разновидность могла передавать сложный линейный ритм.

 

В XVIII в. складывается искусство станковой картины.

 

Особенности живописи XVIIІ в.

  • На смену обратной перспективе приходит прямая.
  • Фигура человека строится со знанием анатомии.
  • Появляются новые средства передачи объема.
  • Контурная линия заменяется светотенью.
  • Входит в моду масляная живопись.
  • Художник с большой долей точности передает различные фактуры (блеск шелка, тяжесть бархата, парчи).
  • Появляются новые принципы взаимосвязи фигур.

 

Стили в изобразительном искусстве XVIIІ столетия

классицизм

сентиментализм

рококо

 

Представители

Произведение

Характеристика

Иван Никитич Никитин

/1685-1742/

Один из основоположников светской живописи

 

Андрей Матвеев

/1701-1739/

 

 

 

 

Иван Вишняков

/1699-1761/

 

 

 

 

 

Иван Петрович Аргунов

/1729-1802/

«Портрет напольного гетмана»

 

 

«Портрет Петра І»

 

 

«Автопортрет с женой»

/1729/

 

 

 

«Портрет

Сары Фермор»

/1749/

 

 

 

 

«Портрет неизвестной в кокошнике»

Первый художник, в творчестве которого наметились стремление преодолеть условность парусного письма с его плоскостностью, графичность изображения.

 

 

 

 

Художник – продолжатель петровского барокко с элементами рококо. Живопись художника прозрачна, с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми градациями.

 

Ученик Матвеева, начальник Канцелярии. Часто писал членов семьи Фермор. В работах еще чувствуется парсунность, но лицо отмечено психологизмом. Изысканный колорит в духе рококо.

 

 

Крепостной художник Шереметьевых. Его портреты соединили принципы западноевропейских портретов  и принципы парсуны.

Федор Рокотов

/1735-1808/

Портретист,  академик Петербургской Академии художеств

«Портрет Струйской»

 

«Портрет

Екатерины ІІ»

Писал портреты представителей высших аристократических кругов. Но особое обаяние было присуще женским портретам.

Быстрый мазок, дымчатые, тлеющие тона, создают трепетность образа. Создает тип камерного портрета – погрудное изображение, фигура повернута на ¾ объема, сложная светотень, характеристика модели неоднозначна.

Дмитрий Левицкий

/1735-1822/

Портретист,

мастер парадного портрета. Академик живописи

«Портрет П.Демидова»

 

«Портрет Екатерины»

 

«Портрет Смолянок»

Создатель парадного портрета. Работал с А.Антроповым над росписью Андреевского собора в Киеве. Его манере присущ интерес к психологии портретируемого. В портретах (7) воспитанниц Смольного художник раскрывает тему юности. Мастер создавать блеск драгоценных камней, бархат, шелк. Часто создает репрезентативные портреты.

Владимир Боровиковский

/1757-1825/

Художник-сентименталист, мастер парадного жанра. Академик живописи

«Портрет Е.Арсеньевой»

 

«Портрет М.Лопухиной»

 

«Портрет Екатерины»

 

«Портрет Куракина»

Художник занимался монументальной живописью, миниатюрной живописью (на металле, картоне, дереве). Художник отражает новое направление в искусстве – сентиментализм: изображение в простых нарядах, в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке.

 

Во 2-й п. XVIII ст. 60-х годов появляется бытовой жанр.

 

Представители

Произведение

Характеристика

Михаил Шибанов

/дата рождения? – 1789/

«Празднество свадебного договора»

/1774/

 

«Крестьянский обед» /1774/

Особенность работ мастера – идеализация героев. Художник, показывая физическую красоту крестьянина, утверждает не только эстетическую, но и нравственную ценность человека.

И.Ерминёв

/1749-1797?/

Графическая серия:

«Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»

Художник использует для изображения голубоватые, розовые и серые тона.

 

Пейзажная живопись приобретает самостоятельность в последней четверти XVIII в.

 

 

 

Представители

Произведение

Характеристика

Семен Щедрин

/1745-1804/

Один из родоначальников русского видового пейзажа. Академик

 

 

 

Федор Алексеев

/1753-1824/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федор Матвеев

/1758-1826/

«Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера» /1798/

 

«Вид на Большую Невскую и дачу Строгонова» /1804/

 

 

 

 

«Вид на Каменоостровский дворец через большую Невку»

 

«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» /1793/

 

«Красная площадь в Москве» /1801/

 

«Вид в окрестностях Неаполя» /1806/

 

«Вид Рима. Колизей» /1816/

Художник в изображениях Петербурга, Гатчины, Петрограда реальность сочетается с романтическим восприятие мира. Лирический и поэтический характер его картин (окрестности Петербурга: Павловск, Петергоф, Царское село, Гатчина). Один и тот же прием: на переднем плане дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, которое часто название картины.

 

Основоположник городского пейзажа. Строя свои пейзажи, Алексеев не прибегает к приемам откровенного перспективного построения (как это делали в 1-й п. XVIII ст.).

В его картинах перспектива уводит зрителя про диагонали в глубину картины, но точка схода остается за кадром.

Позднее пишет пейзажи Херсонеса, Бахчисарая, виды Кремля.

 

 

 

 

 

Художник создает классицистические, итальянизированные пейзажи. Работы Матвеева отличаются повышенным вниманием к конструкции. Все пейзажи делятся на 3 плана, что не исключает их поэтичности, часто использует мотивы античных руин.

Михаил Иванов

/1748-1823/

«Штурм Измаила» /1788/

Писал виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины. Служил в штабе Г.Потемкина, изображал места сражения русской армии.

 

Исторический жанр.

 

В центре внимания жанра античная мифология.

 

Представители

Произведение

Характеристика

Антон Лосенко

/1737-1773/

Исторический живописец, автор первого русского учебного пособия

«Владимир перед Рогнедой» /1770/

 

«Прощание Гектора с Андромахой»

Один из первых учеников Академии, автор таблиц и пособий, по которым училось первое поколение художников.

 

Академия художеств.

  • Основана в 1757 г..
  • Ведущее художественное направление – классицизм.
  • Отличие классицизма русского от европейского состоит в том, что отсутствует идея подчинения человека государству.

 

Скульптура.

 

Представители

Произведение

Характеристика

Барталамэо  Растрелли

/1675-1744/

Русский скульптор и архитектор

«Анна Иоанновна с арапчонком» /1741/

 

Это не статуя, а живописный портрет, переведенный в объемные формы. Императрица производит почти пугающее впечатления, он это не попытка обличения. Изображение настолько призвано отвечать культу неземной величественности, что по логике отвергается другая интерпретация.

 

Во 2-й п. XVIІст. русская скульптура переживает необычайный подъем.

Скульпторы работали в стиле классицизм в Академии, изучение античности и ренессанса было обязательным требованием. Широко распространялись сюжеты из античной мифологии и истории. Под влиянием античного искусства скульпторы воспевают красоту обнаженного человеческого тела.

 

Представители

Произведение

Характеристика

Федот Шубин

/1740-1805/

Скульптор, представитель классицизма. Академик Санкт-Петербургской академии

Бюст «Павел І»

/1798, 1800/

 

58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца

 

Статуя Екатерины ІІ

 

Бюст А.Голицына /1775/

Закончив Академию, художник живет и работает в Париже, затем в Риме. За успехи был избран членов Болонской Академии. Уже в первых работах виден неповторимый стиль Шубина. Он заключается в сочетании психологизма и идеализации образа. Работает обычно в мраморе.

Этьен  Морис Фальконе

/1765-1782/

Памятник Петру І на Сенатской площади

/1765-1782/

Скульптор работал в России с 1766-1778 гг. Над памятником работа Фальконе длилась 12 лет. Голова выполнена Мари Ани Колла.

Ф.Гордеев

/1744-1810/

Памятник Н.Голицыной /1730/

Мастер декоративно-монументальной скульптуры.

 

Стилистическая характеристика. Архитектура XVIIІ ст

«Елизаветинское рококо»

«Екатерининский классицизм»

«Петровское барокко»

рокайль

псевоготика

гиннуазри («китайщина»), тюркери («туретчина»)

 

Автор

Произведение

Характеристика

Бартоломео Растрелли

/1700-1771/

Архитектор, представитель барокко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Ухтомский

/1719-1774/

 

 

 

 

 

 

Зимний дворец

/1754-1768/

 

 

 

Большой царский дворец в Царском селе /1752-1757/

 

 

Царский дворец в Петрограде

/1745-1755/

 

Дворец М.Воронцова в Петербурге

 

Смольный монастырь

/1748-1764/

 

Андреевская церковь в Киеве

 

Руководил реконструкцией Московского Кремля

 

Колокольня Троице-Сергиево лавры и Триумфальные Красные ворота в Москве

Итальянец, приехавший из Парижа в 1716 г. Основная архитектурная тема – городские и загородные дворцы. Основной стиль – барокко. Создавал парковые павильоны: Эрмитаж, Грот, Катальная горка.

 

Пластический декор фасадов представляет своеобразное сочетание элементов классицизма и барокко. Большую роль в архитектуре играет цвет

 

Его стиль – двухцветная окраска фасадов (белое , синее, зеленое , оранжевое), эффекты светотени, пластика, помпезность, перспектив интерьеров, богатое скульптурно оснащение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучная работа Растрелли, завершена В.Стасовым.

 

 

По проекту Растрелли церковь была выполнена архитектором И.Мичуриным.

 

 

Представитель московской школы «елизаветинского» рококо. Основал Архитектурную школу в Москве.

 

Русская архитектура первой половины XVIII ст. – это прежде всего архитектура строящегося Петербурга, основанного в 1703 г. Город возник при Петре І как город-порт, город-крепость. 

 

Архитектура.

 

Автор

Произведение

Характеристика

Д.Трезини

Собор Петра и Павла /1712-1733/

 

Здание двенадцати коллегий

/1722-1742/

 

Дом Петра І (типовая постройка)

Постройки петровского времени отделывались рустовкой углов, пилястрами, филенками, обрамлением окон наличниками – формами ренессанса. Был заложен Петергоф – загородная резиденция царя.

Михаил Земцов

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Коробов

Летний дворец Петра в Летнем саду /1710-1714/

 

Меньшиковский дворец на Васильевском острове /1730/

 

Реконструкция Адмиралтейства /1732/

После смерти Петра придворная архитектура тяготела к роскоши.

 

 

Художники 30-40 гг. XVIII ст. подняли русскую архитектуру до мирового уровня и стали создателями русского национального варианта стиля барокко.

 

Ко 2-й п. XVIII ст. игриво-праздничная архитектура барокко-рококо не соответствовала великодержавному духу, который установился  царствование Екатерины ІІ. В этот период снова утвердился классицизм.

 

Автор

Произведение

Характеристика

Василий Баженов

/1737-1799/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Казаков

/1738-1812/

 

 

 

 

 

И.Старов

 

 

 

 

Джакомо Кваренги

 

 

 

 

 

 

 

Чарльз Камерон /1740-1812/

Проект перестройки Большого Кремлевского дворца /1763-1773/

 

 

Резиденция в Царицыно (разобрано)

/1775-1785/

 

 

Дворец-усадьба Пашкова /1784-1786/

 

Здание Сената в Кремле /1776-1787/

 

Зал Голицинской больницы

 

Дом Демидова

/1790-е годы/

 

Таврический дворец /1783-1789/

 

 

 

Здание Академии наук /1783-1789/

 

Эрмитажный театр в Зимнем дворце

 

Смольский институт

 

Павловский дворец /1782-1786/

Архитектор, член Флорентийской и Болонской, профессор Римской академий ставил вопрос о национальных традициях в русской архитектуре. Этот проект известен только по чертежам и модели.

 

Перестройка в Царицыно – крупнейшее псевдоготическое сооружение. Незавершенная и перестроенная Казаковыми. От того, что в ансамбле принадлежало Баженову, осталось очень мало. Лучше всего сохранились фигурные ворота. 

Здание построено на высоком холме напротив Кремля.

 

 

Представитель Московской школы архитектуры. Постройки отличают ренессансные идеи гармонии и покоя.

 

 

 

 

 

 

Строение в стиле раннего классицизма – Таврический дворец – городская усадьба Г.Потемкина – одна из лучших построек мастера.

 

Итальянец, приехал в Россию в 1870 г., последователь Палладио (архитектор эпохи Возрождения). В своем стиле соединил традиции русского зодчества: трехчастная схема здания (центральный корпус и 2 флигеля, соединенные галереями).

Стиль Кваренги – строгий классицизм.

 

 

Шотландец, представитель итальянской школы. Основные достижения связаны с загородными усадьбами. Главные постройки Камерона выполнены в стиле классицизм.

 

 

Тема2: ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

 

 

 

Первая половина XIХ в. – время расцвета русской художественной культуры. Расцвет был обусловлен подъемом патриотических чувств русского народа в войне с Наполеоном, ростом национального самосознания, развитием прогрессивных, освободительных идей декабристов. Вес «золотой» век русской культуры отмечен верой в человека и его особой миссии.

 

Архитектура.

 

В этот период архитекторы проявляют интерес к градостроительным задачам. Обновление архитектуры проявляется также в стилевых изменениях. Архитектура становится более строгой, монументальной, новую роль приобрели объем, масса, гладь стены, обнаружилось пристрастие к дорическому ордеру, интерес к греческим образам – архаике и ранней классике.

 

 

 

 

Автор

Произведение

Характеристика

А.Воронихин

/1759-1814/

 

 

 

 

 

Жан Франсуа Тома де Томон

/1760-1813/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Захаров

/1761-1811/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карло Росси /1775-1849/

 

 

 

 

 

 

 

В.Стасов

/1769-1848/

 

 

 

 

 

Огюст Манферан

/1818-1858/

Казанский собор /1801-1811/

 

Горный кадетский корпус /1806-1811/

 

 

Биржа на Стрелке Васильевского острова

 

 

 

 

 

Мавзолей Павла в Павловске

 

 

Здание Адмиралтейства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дворцы, театры

 

Михайловский дворец

/1818-1825/

 

Дворцовая площадь /1819-1829/

 

Казармы, конюшни /1816-1818/

 

Нарвская Триумфальная арка

оформляет интерьер

 

Исаакиевский собор в Петербурге

Художник работает в Петергофе и других пригородах Петербурга. Прежние барачные формы в работах Воронихина заменяются классицистическими. Казанский собор построил как дворец, заслонив тело храма большой полуциркульной колоннадой.

 

Швейцарец. Работал в Швейцарии, Австрии.

Биржей художник видоизменил весь облик Васильевского острова. Эта «власть» архитектурного облика Биржи рождена отнюдь не ее размерами, а четкостью, компактностью композиции, слаженности форм. Важные стилистические особенности качества Биржи – геометризм форм, их простота и мощь, придают зданию монументальный облик: плоскости почти не тронуты декором.

 

Его называли «главный адмиралтейства архитектор».

Сохранив построенную И.Коробовым башню, Захаров заключил ее в футляр новых стен, создав трехъярусную композицию. Тяжелое и устойчивое основание с аркой составляет первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами – второй ярус. Над колоннадой возвышается стена с куполом третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.

 Творчество Захарова – это высшее достижение классицизма.

 

Один из ведущих архитекторов России. Как никто другой он мыслил свои архитектурные сооружения не отдельными объемами, а целыми комплексами. Стены обычно украшали постройку и окружающее пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта постройка – последний памятник классицизма или «николаевского ампира».

А.Брюллов

Н.Бенуа

 

Псевдоготика.

А.Тона

Храм Христа Спасителя

 

Большой Кремлевский дворец

Древнерусский стиль.

 

«Николаевский ампир».

  • Постройки теряли гармонию.
  • Появлялась чрезмерная геометричность, перегружненность декоративными деталями.

 

Живопись.

 

В начале XIX ст. существовали различные направления в живописи. Классицизм, обогащенный новаторскими чертами, романтизм, родившийся «до срока». Он не конфликтовал с классицизмом, а сосуществовал с ним; реалистическое направление развивалось в тесном контакте и с романтизмом и с классицизмом.

 

Автор

Произведение

Характеристика

Орест Кипренский /1782-1836/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Портрет А.С.Пушкина» /1827/

«Портрет Ростопчиной» /1809/

«Портрет Жуковского»

«Портрет Евграфа Давыдова» /1809/

«Портрет Челищева»

«Читатели газет в Неаполе» /1831/

 

Графические портреты современников, участников войны с Наполеоном

 

 

«Портрет А.Бакунина»

«Е.Чаплина»

«Н.Оленина»

Закончил Академию по классу исторической живописи.

Стиль мастера – романтизм.

Ведущий жанр – портретный.

Каждый портрет имеет свой живописный строй. Одни построены на резком контрасте света и тени. В других главным живописным приемом оказывается тонкая градация близких друг к другу цветов.

 

 

 

 

 

 

Графические портреты выполнены мягким итальянским карандашом с подсветкой пастелью, акварелью или цветными карандашами.

Художник сделал рисунок самоценным произведением искусства.

 

А.Орловский /1777-1832/
художник, график

«Автопортрет»

 

Полян по происхождению, прожил в России более 30 лет.

Работал в форме романтического портрета, на военные темы. Одним из первых обратился к карикатуре. Этот вид графики стал популярным во время войны с Наполеоном.

Карл Брюллов /1799-1852/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Последний день Помпеи» /1833/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Всадница» /1832/

 

«Портрет Н.Кукольника» /1836/

 

«Автопортрет» /1848/

Закончил русскую Академию с золотой медалью. Уехал в Италию, где написал свое самое значительное произведение (30 кв.м). Замысел художника строится на романтическом контрасте. Художник отдал лань классицизму: условность академического языка – театральные позы, жесты, мимика, освещение.

Брюллов показал красоту человека, его благородство в трагический момент жизни.

Брюллов был одним из популярных русских портретистов.

 

 

 

Портреты имеют ярко выраженный романтический характер.

 

Сильвестра Щедрин /1791-1830/

 

 

 

 

 

«Новый Рим» /1823/

 

«На острове Капри» /1826/

Племянник Семена Щедрина, пейзажист-романтик. Он первым открыл в России пленэрную живопись, но завершал свои картины в мастерской.

 

Художник писал итальянские виды, считая, что только Италия с ее великолепной природой достойна описания.

Алексей Венецианов

/1780-1847/

«Гумно» /1822-1823/

 

«На пашне Весна» /1820/

 

«Захарка» /1825/

Художник был основателем бытового жанра в русской живописи. Ученик Боровиковского.

Для бытовых сцен Венецианова характерна простота сюжета.

Главное завоевание в живописи Венецианова – крестьянин в его картинах становится главным героем. Его человек находится в единении с природой в труде.

Венецианов проявил себя как талантливейший мастер пейзажа и интерьера.

Школа Венецианова

Братья Черницовы,

А. Тырьянов

 

Григорий Сорока

/1823-1864/

 

 

 

 

 

 

«Рыбаки» /1847/

 

«Вид на озеро болдино» /1847/

Художники 20-40-х гг. Основная тема художников, учеников Венецианова: «семейные портреты в интерьере».

 

 

 

Пейзажи мастера отмечены созерцательностью, жизненной гармонией. Проникнуты умиротворенностью и покоем.

Василий Тропинин

/1776-1857/

«Девушка с Подола» /1800-е/

 

«Портрет сына» /1818/

 

«Портрет Булахова» /1823/

 

«Портрет Пушкина» /1827/

 

«Кружевница»

 

«Пряха»

Крепостной художник, освобожден в 47 лет; академик, художник бытового портрета. Сентиментализм Боровиковского оказал влияние на творчество Тропинина. В героях Тропинина нет внутреннего движения, энергии, но есть правда характеров и среды.

Чаще пишет погрудные портреты. От портрета к портрету художник идет от сентиментализма к реализму.

 

 

Эти портреты показывают грамотное сочетание бытового жанра и портрета.  Тропининское творчество определило специфические черты московской живописи.

Александр Иванов

/1806-1858/

Живописец реалистического

 

 

 

 

«Явление Христа Марии Магдалине» /1835/

 

«Явление Христа народу»

 

 

«Библейские эскизы»:

 

«Аппиева дорога»

 

«Знавшие Иисуса, следовавшие за ним» /1856/

После окончания Академии с двумя золотыми медалями, уезжает в Дрезден, затем в Вену и Рим, где живет до отъезда в Россию (22 года).

 

Влияние немецкой философии (Штраус), увлечение историей, религией приводит к созданию одного из лучших произведений. Картина родилась как результат изучения живописи Джотто.

Последний монументалист в русской живописи.

 

Пейзажи Иванова можно назвать философско-историческими.

Павел Федотов

/1815-1852/

Живописец, рисовальщик, основоположник критического реализма. Академик живописи

«Следствие кончины Фидельки» /1844/

 

 

 

 

«Разборчивая невеста» /1847/

 

«Сватовство майора» /1848/

 

«Свежий кавалер»

П.Федотов после выхода в отставку поступает в Академию (батальный класс). Первые работы – это карикатуры и рисунки. в сепиях художника в сатирической гротескно преувеличенной форме изображал события «вседневной жизни».

 

Продолжение работы заключается в переходе к масляной живописи. Для всех работа Федотова характерна перегруженность деталями, но именно «говорливость» помогает художнику лучше раскрыть тему: «ложь, прикрытая внешним благополучием».

Лучшая работа «Свежий кавалер». За нее получил золотую медаль.

 

Помимо работ бытового жанра, создает портреты, отличающиеся психологизмом и богатой пластикой.

Творчество художника не было принято, он умер в сумасшедшем доме, но его искусство открыло начало этапа критического реализма.

 

Скульптура.

 

Автор

Произведение

Характеристика

Иван Мартос /1754-1835/

Надгробие М.Собакиной

 

Надгробие Е.Куракиной

 

 

 

Монумент Минину и Пожарскому

/1801-1818/

Мастер русского классицизма. Мартос в основном занят надгробной скульптурой. Своеобразие русского надгробия проявилось в 80-90-х гг. XVIII ст. Мартос в надгробиях следовал античной классики. Художник наделяет образы бесстрастными лицами. Вместе с тем в самой скульптуре сохраняется лиризм, эмоциональность, живое человеческое чувство. Работал в жанре памятника. В сравнении с XVIII в. Мартос конкретизировал своих героев.

 

В скульптуре середины века отмечаются 2 основных направления: от классики к академизму и реализму.

 

Автор

Произведение

Характеристика

С.Пименов /1784-1833/

 

Деламот-Малиновский /1779-1846/

 

 

 

П.Клодт

/1805-1867/

 

 

 

 

 

 

М.Микешин

 

 

 

 

 

М.Козловский /1753-1802/

 

 

 

Колесница Славы на арке Главного Штаба в Ленинграде (листовая медь) /1827-1829/

 

Кони на Анничковом мосту /1833-1850/

 

 

Памятник И.Крылову в Летнем Саду /1848-1855/

 

Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде /1880/

 

Памятник Пушкину в Москве /1880/

«Ахилл»

 

Памятник Суворову /1799-1801/

 

 

 

 

 

 

 

Статуя Самсона для Большого каскада в Петербурге

 

 

Эти два скульптора научились соразмерять скульптурную задачу с архитектурной формой.

 

 

 

 

Клодту принадлежит последний удачный монументально-декоративный ансамбль в Петербурге.

 

Последний памятник напоминает уже трактованный в жанровом плане портрет, увеличенный до размера памятника.

 

Скульптуру середины XVIII в. отличает патетика.

 

 

 

 

Один из последних классицистов. Работает преимущественно в жанре станковой пластики. При создании работ он не впадает ни в высокопарность, ни в слащавость. Он почти не делает женских образов, больше всего ценит полудетскую и юношескую натуру. Художник любит изображать не только переходный возраст, но и изменчивость состояний. Главная тема его станковых произведений – античность.

 

Эта работа – олицетворение непобедимости России.

 

                         

Конструктор сайтов - uCoz