|
|
Темы для самоподготовки
Цель: помочь студентам в изучении данных тем, суметь выделить главное и составить краткий конспект изучаемого материала
Тема 1: Искусство 18 столетия. Россия
XVIII век в истории культуры явился поворотом от средневековья к Новому времени. Реформы Петра I затронули все стороны жизни. Эти реформы выдвинули Россию в ряды развитых стран Европы. Петр І ввел пенсионерство. Молодые таланты ехали за границу шлифовать свой талант, иностранцы-специалисты по приглашению Петра ехали работать в Россию. В петровскую эпоху получили развитие новые области изобразительного искусства, графика, миниатюра по эмали и в первую очередь портретная живопись.
Разновидности портретов |
Произведение |
Характеристика |
Парадный |
Д.Левицкий
«Портрет Екатерины законодательницы» |
Внимание художника к сословной значимости портретируемого. Художник прорабатывает предметы роскоши, колонны драпировки. Но антураж не заслоняет психологизм образов. |
Полупарадный |
Д.Левицкий
«Портрет Демидова» |
|
Камерный и интимный |
|
Главная задача – передача сложности и многообразия духовной жизни персонажей. |
Портрет пейзаж |
|
Ведущую роль в характеристике модели играет окружающий ландшафт. |
Семейный |
Матвеев
«Автопортрет с женой» |
|
Групповой |
|
Часто парный портрет. Эта разновидность могла передавать сложный линейный ритм. |
В XVIII в. складывается искусство станковой картины.
Особенности живописи XVIIІ в.
- На смену обратной перспективе приходит прямая.
- Фигура человека строится со знанием анатомии.
- Появляются новые средства передачи объема.
- Контурная линия заменяется светотенью.
- Входит в моду масляная живопись.
- Художник с большой долей точности передает различные фактуры (блеск шелка, тяжесть бархата, парчи).
- Появляются новые принципы взаимосвязи фигур.
Стили в изобразительном искусстве XVIIІ столетия |
Представители |
Произведение |
Характеристика |
Иван Никитич Никитин
/1685-1742/
Один из основоположников светской живописи
Андрей Матвеев
/1701-1739/
Иван Вишняков
/1699-1761/
Иван Петрович Аргунов
/1729-1802/ |
«Портрет напольного гетмана»
«Портрет Петра І»
«Автопортрет с женой»
/1729/
«Портрет
Сары Фермор»
/1749/
«Портрет неизвестной в кокошнике» |
Первый художник, в творчестве которого наметились стремление преодолеть условность парусного письма с его плоскостностью, графичность изображения.
Художник – продолжатель петровского барокко с элементами рококо. Живопись художника прозрачна, с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми градациями.
Ученик Матвеева, начальник Канцелярии. Часто писал членов семьи Фермор. В работах еще чувствуется парсунность, но лицо отмечено психологизмом. Изысканный колорит в духе рококо.
Крепостной художник Шереметьевых. Его портреты соединили принципы западноевропейских портретов и принципы парсуны. |
Федор Рокотов
/1735-1808/
Портретист, академик Петербургской Академии художеств |
«Портрет Струйской»
«Портрет
Екатерины ІІ» |
Писал портреты представителей высших аристократических кругов. Но особое обаяние было присуще женским портретам.
Быстрый мазок, дымчатые, тлеющие тона, создают трепетность образа. Создает тип камерного портрета – погрудное изображение, фигура повернута на ¾ объема, сложная светотень, характеристика модели неоднозначна. |
Дмитрий Левицкий
/1735-1822/
Портретист,
мастер парадного портрета. Академик живописи |
«Портрет П.Демидова»
«Портрет Екатерины»
«Портрет Смолянок» |
Создатель парадного портрета. Работал с А.Антроповым над росписью Андреевского собора в Киеве. Его манере присущ интерес к психологии портретируемого. В портретах (7) воспитанниц Смольного художник раскрывает тему юности. Мастер создавать блеск драгоценных камней, бархат, шелк. Часто создает репрезентативные портреты. |
Владимир Боровиковский
/1757-1825/
Художник-сентименталист, мастер парадного жанра. Академик живописи |
«Портрет Е.Арсеньевой»
«Портрет М.Лопухиной»
«Портрет Екатерины»
«Портрет Куракина» |
Художник занимался монументальной живописью, миниатюрной живописью (на металле, картоне, дереве). Художник отражает новое направление в искусстве – сентиментализм: изображение в простых нарядах, в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке. |
Во 2-й п. XVIII ст. 60-х годов появляется бытовой жанр.
Представители |
Произведение |
Характеристика |
Михаил Шибанов
/дата рождения? – 1789/ |
«Празднество свадебного договора»
/1774/
«Крестьянский обед» /1774/ |
Особенность работ мастера – идеализация героев. Художник, показывая физическую красоту крестьянина, утверждает не только эстетическую, но и нравственную ценность человека. |
И.Ерминёв
/1749-1797?/ |
Графическая серия:
«Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие» |
Художник использует для изображения голубоватые, розовые и серые тона. |
Пейзажная живопись приобретает самостоятельность в последней четверти XVIII в.
Представители |
Произведение |
Характеристика |
Семен Щедрин
/1745-1804/
Один из родоначальников русского видового пейзажа. Академик
Федор Алексеев
/1753-1824/
Федор Матвеев
/1758-1826/ |
«Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера» /1798/
«Вид на Большую Невскую и дачу Строгонова» /1804/
«Вид на Каменоостровский дворец через большую Невку»
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» /1793/
«Красная площадь в Москве» /1801/
«Вид в окрестностях Неаполя» /1806/
«Вид Рима. Колизей» /1816/ |
Художник в изображениях Петербурга, Гатчины, Петрограда реальность сочетается с романтическим восприятие мира. Лирический и поэтический характер его картин (окрестности Петербурга: Павловск, Петергоф, Царское село, Гатчина). Один и тот же прием: на переднем плане дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, которое часто название картины.
Основоположник городского пейзажа. Строя свои пейзажи, Алексеев не прибегает к приемам откровенного перспективного построения (как это делали в 1-й п. XVIII ст.).
В его картинах перспектива уводит зрителя про диагонали в глубину картины, но точка схода остается за кадром.
Позднее пишет пейзажи Херсонеса, Бахчисарая, виды Кремля.
Художник создает классицистические, итальянизированные пейзажи. Работы Матвеева отличаются повышенным вниманием к конструкции. Все пейзажи делятся на 3 плана, что не исключает их поэтичности, часто использует мотивы античных руин. |
Михаил Иванов
/1748-1823/ |
«Штурм Измаила» /1788/ |
Писал виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины. Служил в штабе Г.Потемкина, изображал места сражения русской армии. |
Исторический жанр.
В центре внимания жанра античная мифология.
Представители |
Произведение |
Характеристика |
Антон Лосенко
/1737-1773/
Исторический живописец, автор первого русского учебного пособия |
«Владимир перед Рогнедой» /1770/
«Прощание Гектора с Андромахой» |
Один из первых учеников Академии, автор таблиц и пособий, по которым училось первое поколение художников. |
Академия художеств.
- Основана в 1757 г..
- Ведущее художественное направление – классицизм.
- Отличие классицизма русского от европейского состоит в том, что отсутствует идея подчинения человека государству.
Скульптура.
Представители |
Произведение |
Характеристика |
Барталамэо Растрелли
/1675-1744/
Русский скульптор и архитектор |
«Анна Иоанновна с арапчонком» /1741/
|
Это не статуя, а живописный портрет, переведенный в объемные формы. Императрица производит почти пугающее впечатления, он это не попытка обличения. Изображение настолько призвано отвечать культу неземной величественности, что по логике отвергается другая интерпретация. |
Во 2-й п. XVIІст. русская скульптура переживает необычайный подъем.
Скульпторы работали в стиле классицизм в Академии, изучение античности и ренессанса было обязательным требованием. Широко распространялись сюжеты из античной мифологии и истории. Под влиянием античного искусства скульпторы воспевают красоту обнаженного человеческого тела.
Представители |
Произведение |
Характеристика |
Федот Шубин
/1740-1805/
Скульптор, представитель классицизма. Академик Санкт-Петербургской академии |
Бюст «Павел І»
/1798, 1800/
58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца
Статуя Екатерины ІІ
Бюст А.Голицына /1775/ |
Закончив Академию, художник живет и работает в Париже, затем в Риме. За успехи был избран членов Болонской Академии. Уже в первых работах виден неповторимый стиль Шубина. Он заключается в сочетании психологизма и идеализации образа. Работает обычно в мраморе. |
Этьен Морис Фальконе
/1765-1782/ |
Памятник Петру І на Сенатской площади
/1765-1782/ |
Скульптор работал в России с 1766-1778 гг. Над памятником работа Фальконе длилась 12 лет. Голова выполнена Мари Ани Колла. |
Ф.Гордеев
/1744-1810/ |
Памятник Н.Голицыной /1730/ |
Мастер декоративно-монументальной скульптуры. |
Стилистическая характеристика. Архитектура XVIIІ ст |
«Екатерининский классицизм» |
псевоготика
гиннуазри («китайщина»), тюркери («туретчина») |
Автор |
Произведение |
Характеристика |
Бартоломео Растрелли
/1700-1771/
Архитектор, представитель барокко
Дмитрий Ухтомский
/1719-1774/ |
Зимний дворец
/1754-1768/
Большой царский дворец в Царском селе /1752-1757/
Царский дворец в Петрограде
/1745-1755/
Дворец М.Воронцова в Петербурге
Смольный монастырь
/1748-1764/
Андреевская церковь в Киеве
Руководил реконструкцией Московского Кремля
Колокольня Троице-Сергиево лавры и Триумфальные Красные ворота в Москве |
Итальянец, приехавший из Парижа в 1716 г. Основная архитектурная тема – городские и загородные дворцы. Основной стиль – барокко. Создавал парковые павильоны: Эрмитаж, Грот, Катальная горка.
Пластический декор фасадов представляет своеобразное сочетание элементов классицизма и барокко. Большую роль в архитектуре играет цвет
Его стиль – двухцветная окраска фасадов (белое , синее, зеленое , оранжевое), эффекты светотени, пластика, помпезность, перспектив интерьеров, богатое скульптурно оснащение.
Лучная работа Растрелли, завершена В.Стасовым.
По проекту Растрелли церковь была выполнена архитектором И.Мичуриным.
Представитель московской школы «елизаветинского» рококо. Основал Архитектурную школу в Москве. |
Русская архитектура первой половины XVIII ст. – это прежде всего архитектура строящегося Петербурга, основанного в 1703 г. Город возник при Петре І как город-порт, город-крепость.
Архитектура.
Автор |
Произведение |
Характеристика |
Д.Трезини |
Собор Петра и Павла /1712-1733/
Здание двенадцати коллегий
/1722-1742/
Дом Петра І (типовая постройка) |
Постройки петровского времени отделывались рустовкой углов, пилястрами, филенками, обрамлением окон наличниками – формами ренессанса. Был заложен Петергоф – загородная резиденция царя. |
Михаил Земцов
Иван Коробов |
Летний дворец Петра в Летнем саду /1710-1714/
Меньшиковский дворец на Васильевском острове /1730/
Реконструкция Адмиралтейства /1732/ |
После смерти Петра придворная архитектура тяготела к роскоши.
Художники 30-40 гг. XVIII ст. подняли русскую архитектуру до мирового уровня и стали создателями русского национального варианта стиля барокко. |
Ко 2-й п. XVIII ст. игриво-праздничная архитектура барокко-рококо не соответствовала великодержавному духу, который установился царствование Екатерины ІІ. В этот период снова утвердился классицизм.
Автор |
Произведение |
Характеристика |
Василий Баженов
/1737-1799/
Михаил Казаков
/1738-1812/
И.Старов
Джакомо Кваренги
Чарльз Камерон /1740-1812/ |
Проект перестройки Большого Кремлевского дворца /1763-1773/
Резиденция в Царицыно (разобрано)
/1775-1785/
Дворец-усадьба Пашкова /1784-1786/
Здание Сената в Кремле /1776-1787/
Зал Голицинской больницы
Дом Демидова
/1790-е годы/
Таврический дворец /1783-1789/
Здание Академии наук /1783-1789/
Эрмитажный театр в Зимнем дворце
Смольский институт
Павловский дворец /1782-1786/ |
Архитектор, член Флорентийской и Болонской, профессор Римской академий ставил вопрос о национальных традициях в русской архитектуре. Этот проект известен только по чертежам и модели.
Перестройка в Царицыно – крупнейшее псевдоготическое сооружение. Незавершенная и перестроенная Казаковыми. От того, что в ансамбле принадлежало Баженову, осталось очень мало. Лучше всего сохранились фигурные ворота.
Здание построено на высоком холме напротив Кремля.
Представитель Московской школы архитектуры. Постройки отличают ренессансные идеи гармонии и покоя.
Строение в стиле раннего классицизма – Таврический дворец – городская усадьба Г.Потемкина – одна из лучших построек мастера.
Итальянец, приехал в Россию в 1870 г., последователь Палладио (архитектор эпохи Возрождения). В своем стиле соединил традиции русского зодчества: трехчастная схема здания (центральный корпус и 2 флигеля, соединенные галереями).
Стиль Кваренги – строгий классицизм.
Шотландец, представитель итальянской школы. Основные достижения связаны с загородными усадьбами. Главные постройки Камерона выполнены в стиле классицизм. |
Тема2: ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Первая половина XIХ в. – время расцвета русской художественной культуры. Расцвет был обусловлен подъемом патриотических чувств русского народа в войне с Наполеоном, ростом национального самосознания, развитием прогрессивных, освободительных идей декабристов. Вес «золотой» век русской культуры отмечен верой в человека и его особой миссии.
Архитектура.
В этот период архитекторы проявляют интерес к градостроительным задачам. Обновление архитектуры проявляется также в стилевых изменениях. Архитектура становится более строгой, монументальной, новую роль приобрели объем, масса, гладь стены, обнаружилось пристрастие к дорическому ордеру, интерес к греческим образам – архаике и ранней классике.
Автор |
Произведение |
Характеристика |
А.Воронихин
/1759-1814/
Жан Франсуа Тома де Томон
/1760-1813/
А.Захаров
/1761-1811/
Карло Росси /1775-1849/
В.Стасов
/1769-1848/
Огюст Манферан
/1818-1858/ |
Казанский собор /1801-1811/
Горный кадетский корпус /1806-1811/
Биржа на Стрелке Васильевского острова
Мавзолей Павла в Павловске
Здание Адмиралтейства
Дворцы, театры
Михайловский дворец
/1818-1825/
Дворцовая площадь /1819-1829/
Казармы, конюшни /1816-1818/
Нарвская Триумфальная арка
оформляет интерьер
Исаакиевский собор в Петербурге |
Художник работает в Петергофе и других пригородах Петербурга. Прежние барачные формы в работах Воронихина заменяются классицистическими. Казанский собор построил как дворец, заслонив тело храма большой полуциркульной колоннадой.
Швейцарец. Работал в Швейцарии, Австрии.
Биржей художник видоизменил весь облик Васильевского острова. Эта «власть» архитектурного облика Биржи рождена отнюдь не ее размерами, а четкостью, компактностью композиции, слаженности форм. Важные стилистические особенности качества Биржи – геометризм форм, их простота и мощь, придают зданию монументальный облик: плоскости почти не тронуты декором.
Его называли «главный адмиралтейства архитектор».
Сохранив построенную И.Коробовым башню, Захаров заключил ее в футляр новых стен, создав трехъярусную композицию. Тяжелое и устойчивое основание с аркой составляет первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами – второй ярус. Над колоннадой возвышается стена с куполом третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Творчество Захарова – это высшее достижение классицизма.
Один из ведущих архитекторов России. Как никто другой он мыслил свои архитектурные сооружения не отдельными объемами, а целыми комплексами. Стены обычно украшали постройку и окружающее пространство.
Эта постройка – последний памятник классицизма или «николаевского ампира». |
А.Брюллов
Н.Бенуа |
|
Псевдоготика. |
А.Тона |
Храм Христа Спасителя
Большой Кремлевский дворец |
Древнерусский стиль. |
«Николаевский ампир».
- Постройки теряли гармонию.
- Появлялась чрезмерная геометричность, перегружненность декоративными деталями.
Живопись.
В начале XIX ст. существовали различные направления в живописи. Классицизм, обогащенный новаторскими чертами, романтизм, родившийся «до срока». Он не конфликтовал с классицизмом, а сосуществовал с ним; реалистическое направление развивалось в тесном контакте и с романтизмом и с классицизмом.
Автор |
Произведение |
Характеристика |
Орест Кипренский /1782-1836/
|
«Портрет А.С.Пушкина» /1827/
«Портрет Ростопчиной» /1809/
«Портрет Жуковского»
«Портрет Евграфа Давыдова» /1809/
«Портрет Челищева»
«Читатели газет в Неаполе» /1831/
Графические портреты современников, участников войны с Наполеоном
«Портрет А.Бакунина»
«Е.Чаплина»
«Н.Оленина» |
Закончил Академию по классу исторической живописи.
Стиль мастера – романтизм.
Ведущий жанр – портретный.
Каждый портрет имеет свой живописный строй. Одни построены на резком контрасте света и тени. В других главным живописным приемом оказывается тонкая градация близких друг к другу цветов.
Графические портреты выполнены мягким итальянским карандашом с подсветкой пастелью, акварелью или цветными карандашами.
Художник сделал рисунок самоценным произведением искусства.
|
А.Орловский /1777-1832/ художник, график |
«Автопортрет»
|
Полян по происхождению, прожил в России более 30 лет.
Работал в форме романтического портрета, на военные темы. Одним из первых обратился к карикатуре. Этот вид графики стал популярным во время войны с Наполеоном. |
Карл Брюллов /1799-1852/
|
«Последний день Помпеи» /1833/
«Всадница» /1832/
«Портрет Н.Кукольника» /1836/
«Автопортрет» /1848/ |
Закончил русскую Академию с золотой медалью. Уехал в Италию, где написал свое самое значительное произведение (30 кв.м). Замысел художника строится на романтическом контрасте. Художник отдал лань классицизму: условность академического языка – театральные позы, жесты, мимика, освещение.
Брюллов показал красоту человека, его благородство в трагический момент жизни.
Брюллов был одним из популярных русских портретистов.
Портреты имеют ярко выраженный романтический характер.
|
Сильвестра Щедрин /1791-1830/ |
«Новый Рим» /1823/
«На острове Капри» /1826/ |
Племянник Семена Щедрина, пейзажист-романтик. Он первым открыл в России пленэрную живопись, но завершал свои картины в мастерской.
Художник писал итальянские виды, считая, что только Италия с ее великолепной природой достойна описания. |
Алексей Венецианов
/1780-1847/ |
«Гумно» /1822-1823/
«На пашне Весна» /1820/
«Захарка» /1825/ |
Художник был основателем бытового жанра в русской живописи. Ученик Боровиковского.
Для бытовых сцен Венецианова характерна простота сюжета.
Главное завоевание в живописи Венецианова – крестьянин в его картинах становится главным героем. Его человек находится в единении с природой в труде.
Венецианов проявил себя как талантливейший мастер пейзажа и интерьера. |
Школа Венецианова
Братья Черницовы,
А. Тырьянов
Григорий Сорока
/1823-1864/ |
«Рыбаки» /1847/
«Вид на озеро болдино» /1847/ |
Художники 20-40-х гг. Основная тема художников, учеников Венецианова: «семейные портреты в интерьере».
Пейзажи мастера отмечены созерцательностью, жизненной гармонией. Проникнуты умиротворенностью и покоем. |
Василий Тропинин
/1776-1857/ |
«Девушка с Подола» /1800-е/
«Портрет сына» /1818/
«Портрет Булахова» /1823/
«Портрет Пушкина» /1827/
«Кружевница»
«Пряха» |
Крепостной художник, освобожден в 47 лет; академик, художник бытового портрета. Сентиментализм Боровиковского оказал влияние на творчество Тропинина. В героях Тропинина нет внутреннего движения, энергии, но есть правда характеров и среды.
Чаще пишет погрудные портреты. От портрета к портрету художник идет от сентиментализма к реализму.
Эти портреты показывают грамотное сочетание бытового жанра и портрета. Тропининское творчество определило специфические черты московской живописи. |
Александр Иванов
/1806-1858/
Живописец реалистического |
«Явление Христа Марии Магдалине» /1835/
«Явление Христа народу»
«Библейские эскизы»:
«Аппиева дорога»
«Знавшие Иисуса, следовавшие за ним» /1856/ |
После окончания Академии с двумя золотыми медалями, уезжает в Дрезден, затем в Вену и Рим, где живет до отъезда в Россию (22 года).
Влияние немецкой философии (Штраус), увлечение историей, религией приводит к созданию одного из лучших произведений. Картина родилась как результат изучения живописи Джотто.
Последний монументалист в русской живописи.
Пейзажи Иванова можно назвать философско-историческими. |
Павел Федотов
/1815-1852/
Живописец, рисовальщик, основоположник критического реализма. Академик живописи |
«Следствие кончины Фидельки» /1844/
«Разборчивая невеста» /1847/
«Сватовство майора» /1848/
«Свежий кавалер» |
П.Федотов после выхода в отставку поступает в Академию (батальный класс). Первые работы – это карикатуры и рисунки. в сепиях художника в сатирической гротескно преувеличенной форме изображал события «вседневной жизни».
Продолжение работы заключается в переходе к масляной живописи. Для всех работа Федотова характерна перегруженность деталями, но именно «говорливость» помогает художнику лучше раскрыть тему: «ложь, прикрытая внешним благополучием».
Лучшая работа «Свежий кавалер». За нее получил золотую медаль.
Помимо работ бытового жанра, создает портреты, отличающиеся психологизмом и богатой пластикой.
Творчество художника не было принято, он умер в сумасшедшем доме, но его искусство открыло начало этапа критического реализма. |
Скульптура.
Автор |
Произведение |
Характеристика |
Иван Мартос /1754-1835/ |
Надгробие М.Собакиной
Надгробие Е.Куракиной
Монумент Минину и Пожарскому
/1801-1818/ |
Мастер русского классицизма. Мартос в основном занят надгробной скульптурой. Своеобразие русского надгробия проявилось в 80-90-х гг. XVIII ст. Мартос в надгробиях следовал античной классики. Художник наделяет образы бесстрастными лицами. Вместе с тем в самой скульптуре сохраняется лиризм, эмоциональность, живое человеческое чувство. Работал в жанре памятника. В сравнении с XVIII в. Мартос конкретизировал своих героев. |
В скульптуре середины века отмечаются 2 основных направления: от классики к академизму и реализму.
Автор |
Произведение |
Характеристика |
С.Пименов /1784-1833/
Деламот-Малиновский /1779-1846/
П.Клодт
/1805-1867/
М.Микешин
М.Козловский /1753-1802/ |
Колесница Славы на арке Главного Штаба в Ленинграде (листовая медь) /1827-1829/
Кони на Анничковом мосту /1833-1850/
Памятник И.Крылову в Летнем Саду /1848-1855/
Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде /1880/
Памятник Пушкину в Москве /1880/
«Ахилл»
Памятник Суворову /1799-1801/
Статуя Самсона для Большого каскада в Петербурге |
Эти два скульптора научились соразмерять скульптурную задачу с архитектурной формой.
Клодту принадлежит последний удачный монументально-декоративный ансамбль в Петербурге.
Последний памятник напоминает уже трактованный в жанровом плане портрет, увеличенный до размера памятника.
Скульптуру середины XVIII в. отличает патетика.
Один из последних классицистов. Работает преимущественно в жанре станковой пластики. При создании работ он не впадает ни в высокопарность, ни в слащавость. Он почти не делает женских образов, больше всего ценит полудетскую и юношескую натуру. Художник любит изображать не только переходный возраст, но и изменчивость состояний. Главная тема его станковых произведений – античность.
Эта работа – олицетворение непобедимости России. |
|