Тема:  Искусство Германии и Англии 1 пол. 19 ст.

Цель: Знать искусство «назарейцев» и прерафаэлитов. Знать истоки этих направлений.

Повторить искусство Возрождения. Пополнять словарный запас искусствоведческими терминами.

Оборудование: рефераты, репродукции, упражнения.

План:

1. Цели и задачи занятия.

2. Активизация опорных знаний.

Создание опорных таблиц по теме «Возрождение».

Возрождение

 

                       Южное                                                                            Северное

 

Леонардо  Рафаэль  Микеланджело                                      Дюрер  Гольбейн  Кранах

 

Особенности работ                                                                    Особенности работ

 

3. Заслушивание сообщений и докладов.

Темы сообщений:

  • Причины возникновения «прерафаэлитов» и «назарейцев».
  • Цели и задачи «прерафаэлитов».
  • Цели и задачи «назарейцев».

4. Анализ выступлений.

5. Итог семинарского занятия.

Литература:

Маркова А. Н.  История Мировой культуры, М.. – 1978

Провозина И. М.  Лекции по Мировой культуре., М. – 1996

Белова О. Ю.  История искусств. Краткий курс лекций., М. – 1998

Всеобщая история искусств Бенуа Н. Т., Ч. – 1957

 

 

Тема: Живопись 17 столетия. Голландия.

 

  1. Что такое барокко?
  2. Особенности барокко как творческого метода.
  3. Представители барокко.
  4. Стили 17 столетия.
  5. Академическая школа Италии и её представители.
  6. Барокко в скульптуре.
  7. Барокко в архитектуре.

 

Цель:   Изучить творчество художников Нидерландской школы живописи.

Научить делать сравнительный анализ произведений фламандской и голландской  школ живописи.

Обеспечение:   лекции, логические схемы, рефераты, деловые игры.

 

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активизация знаний.

Творческое задание: «Восстанови слово»

М . . . . . . . . .                         Вопросы к заданию:

                                              1. Автор работы «Спас»

                                              2. Что такое сфумато?

                                              3. Автор работы «Мадонна в кресле».

                                              4. Жанр искусства.

3.  Дискуссия.

4.  Анализ сообщений.

Темы сообщений:

  • Творчество Рембрандта.
  • Вермеер -  художник тишины.
  • Хальс – портретист.

Литература:

Доброклонский М. В.  История искусства зарубежных стран.

Жабцов В. М.   Эпоха Возрождения.

 

 

Тема:  Живопись барокко. Фландрия.

Цель:  Изучить искусство барокко: творчество художников Т. П. Рубенса, Иорданса, Ван Дейка.

Научить по произведению определять особенности стиля.

Обеспечение: учебники, дополнительная литература, деловые игры, репродукции.

 

План.:

  1. Цели занятия.
  2. Просмотр диска «искусство Фландрии»  (10 мин.)
  3. Анализ произведений Рубенса.
  4. Чтение сообщений.
  5. Анализ сообщений.

Темы рефератов и сообщений:

  1.  
    • Общая характеристика искусства 17 столетия.
    • Творчество П. Рубенса.
    • Творчество Ван Дейка.
    • Творчество Иорданса.
    • Творчество малых фламандцев.
  2. Итог семинарского занятия.

Семинар. Литература:

Алпатов М. Р. «Всеобщая история искусств» М. – Л., 1948 – 1955 Т 2

Гнедич П. П.  История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм: М. :ЭКСМО, 2005

Дятлова Г. В., Хворостухина С. А.,  Популярная история искусства: М.: Вече, 2001

Канбор А. М., Зернов Б. А.   Искусство 18 века

Малая история искусств: М., «Искусство», 1972

  

 

 

Тема: Искусство 18 столетия России

Цель: Изучить искусство живописи, архитектуры и скульптуры. Сформировать умения дать характеристики различным жанрам искусства.

Обеспечение: конспекты лекций, учебники, схемы, рефераты, деловые игры.

 

План:

  1. Мотивация темы и цели занятий.
  2. Тесты по теме.

Вопросы тестов:

  1.  
    • Ведущий жанр искусства 18 ст.
    • Ведущий вид искусства 18 ст.
    • Портретисты 18 ст.
    • Скульпторы 18 ст.
    • Хронология стилей в архитектуре.
    • Авторы предполагаемых произведений.
  2. Рефераты по теме.

Темы рефератов:

  • Портрет в искусстве России.
  • Барокко в архитектуре.
  • Классицизм в архитектуре.
  • Скульптурный портрет.
  • Парсунный портрет.
  1. Итог семинарского занятия.
  2. Подведение итогов.

Литература:

Предтеченская Л. М., Мировая художественная культура. 1999

Левяш И. Я. - М., 1998

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. М., 1998

Пикулев И. В. История искусств. М., 1984

 

 

 

Тема: Архитектура 18 столетия Россия.

 

Цель: Изучить архитектуру 18 столетия, стили и направления. Освоить терминологию (архитектурные стили, элементы архитектуры). Уметь сравнивать стили.

Оборудование: Лекции, фильм «Архитектура Москвы 18-19 века», репродукции, рефераты.

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активизация знаний.

Устный опрос:

  1.  
    • Какие стили вы помните?
    • Что характерно для стиля «Петровский классицизм»?
    • Что отличает «Екатерининский классицизм»?
    • Перечислите памятники начала 18 столетия.
    • Назовите архитектурные постройки барокко.
    • Перечислите постройки ампира.
    • Работы Баженова.
    • Работы Казакова.
  2. Заслушивание рефератов.

Просмотр фрагмента фильма «Архитектура Москвы»

  1. Анализ сообщений.

Темы сообщений:

  • Архитектура времён Петра 1.
  •  Стиль при Елизавете и его особенности.
  • «Екатерининский классицизм».
  • Творчество Росси.
  • Творчество Кваренги.
  • Творчество Баженова.
  • Творчество Воронихина.

Литература:

Пикулев В. А. Русская культура 18 ст. М., 1988

Маркова А. Н., История мировой культуры 18 ст.

Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. М., 1988

Ливанов Т. М. Азбука в эпоху Просвещения. М. 198?

 

 

Тема: Живопись рококо. Искусство Западной Европы.

Цель: Изучить искусство начала 18 столетия. Уметь отличать работы стиля рококо от работ других стилей. Уметь анализировать произведения.

Обеспечение: Конспекты лекций, репродукции, фильм «Пророчество Ватто», сообщения.

План:

  1. Цели занятия.
  2. Дискуссия «Рококо- стиль декоративного оформления».
  3. Заслушивание фиксированных докладов.

Темы докладов:

1)         Творчество Ватто.

2)         Творчество Фрагонара.

3)         Особенности стиля рококо и проявление его в декоративном искусстве.

                            4.  Обсуждение и анализ выступлений.

                            5.  Подведение итогов.

Литература:

Емохонова Л. Г.  Мировая художественная культура.- М., 1976

Скворцова Е. М. Теория и история культуры.- М., 1999

Алпатов И. С. Искусство.- М., 1976

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.- М., 1985

Капица Ф. С. История Мировой культуры.- М., 1997

 

 

 

Тема: Искусство как форма сознания. Виды, формы, жанры изобразительного искусства.

Цель: Научиться определять форму и жанр изобразительного искусства. Учить писать аннотации к выставке.

Оборудование: работы художников, выставленные в выставочном зале.

План:

  1. Мотивация темы и цели занятия.
  2. Практическая работа.
  3. Обсуждение и анализ работ.
  4. Итог практической работы.

Примечание.

 Творческое задание выполняется в следующей последовательности:

1)         а) Осмотр выставки. б) Определение видов, жанров, форм произведений.  в) Написание аннотации: «На данной выставке представлены работы следующих жанров ... .  Техники, в которых выполнены работы … .»

 г) Авторы, названия работ.

2)   Анализ понравившегося произведения.

План анализа:

  • Автор, название.
  • Композиция.
  • Цветовое решение.
  • Ваше отношение.

Литература:

Лукьянов О. Украинская и зарубежная культура, Харьков 2000

Осипов О. К., Культурология. -  М., 1984

Пикулев К. И. Русское искусство.- М., 1999

 

 

 

Тема: Архитектура классики.

Цель: Уметь находить и выделять архитектурные постройки данного стиля. Изучить название архитектурных элементов стиля.

Задание.

  1. Необходимо в близ лежащих (Университет) постройках найти элементы стиля классики. Зарисовать их, указывая адрес и назвать элементы.
  2. Обосновать правильность или ошибочность построек современности в стиле «неоклассицизм».

Оценка: Оценивается умение зарисовывать элементы, а также теоретически обосновывать правильность своих выводов.

Литература:

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.- М., 1985

Искусство Древней Греции и Рима Эрмитажа: Альбом.- Л., 1975

Блаватский В. Д. Теоретическая скульптура. М.,- Л., 1938

Капица Ф. С. История Мировой культуры. – М., 1997

Френч Х. История архитектуры.- М., 2003

 

 

 

Тема: Искусство России конца 19 столетия.

Цель: Изучить творчество художников конца 19 столетия, знать организации и их представителей. Уметь анализировать работы художников стиля модерн.

Оборудование: Конспект лекций, рефераты, репродукции, фильм «История живописи».

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активизация опорных знаний.

Деловая игра «4 лишний»:

1)      В 1 половине 19 века работали:

а) Брюллов   б) Иванов   в) Федотов   г) Радищев.

     2)  К реалистическому направлению:

а) романский  б) романтический  в) сентиментальный   г) сюрреалистический

     3)  В 18 веке жили:

а) Ломоносов  б) Екатерина 1  в) Николай 1  г) Боровиковский

     3.   Заслушивание докладов.

Темы докладов:

  • Организация Товарищества Передвижных выставок.
  • Организация «Бубновый валет».
  • Цели и задачи организации «Ослиный хвост».
  • Деятельность организации «Мир искусства».

4.  Дискуссия по вопросу: Причины распада «Товарищества передвижных выставок»».

5.  Анализ и обсуждение выступлений.

6.  Итоги семинарского занятия.

Литература:

Ф. Н. История русского искусства.- М.,1959

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура.- М., 1999

 

 

 

Тема: Живопись Революционного классицизма.

Цель: Изучить творчество Давида. Уметь анализировать работы, проводить сравнительный анализ с другими стилями.

Обеспечение: Репродукции, рефераты, деловые игры, конспекты.

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активация знаний.

Задание студентам:

Ответить на вопросы. Первые буквы слов ответов дадут имя египетской царицы.

1)      Автор «Венеры».

2)      Кто расписывал Успенский собор во Владимире?

3)      Автор работы «Ассунта».

4)      К какой резиденции относится здание Эрехтейона?

5)      Тип сооружения в Древней Греции.

6)      Изображение Девы Марии в Софии Киевской.

7)      Государство, подарившее фаюмский портрет.

8)      Автор работы «Портрет Нелидовой».

9)      Стиль античности.

  1. Чтение сообщений.

Темы сообщений:

  1.  
    • Общая характеристика искусства Франции конца 18 века.
    • Классицизм как творческий метод.
    • Творчество Давида.
  2. Анализ сообщений.
  3. Итог семинара.

Литература:

Ракова И. О. Историческая живопись.- М., 1978

Гнедич. История искусств.- М., 1997

Коваленская. История искусств 18 столетия.- М., 1981

 

 

 

Тема: Искусство централизованного государства.

Цель: Изучить этапы развития живописи от 14 до 17 столетия. Знать Строгановскую и Горбуновскую школы живописи. Уметь при сравнении определять авторов иконописных работ.

Обеспечение: Конспекты лекций, учебники, рефераты, репродукции, фильм «Росписи Успенского собора».

План:

  1. Мотивация цели занятия.
  2. Активизация опорных знаний.

1)      Установить хронологию:

Рублёв, Леонардо, Джотто, Ушаков, Алевиз Новый, Ватто,

Иван Грозный, Фиорованти, Донателло.

2)      Найти современников А. Рублёва в европейском искусстве:  Перуджино, Давид, Микеланджело, Тициан, Донателло, Мазаччо, Брунеллески, Тинторетто, С. Мартини.

  1. Заслушивание рефератов.

Темы рефератов:

  • Творчество Рублёва.
  • Творчество Дионисия.
  • Творчество Ушакова.
  • Застройка Кремля.
  1. Анализ выступления.
  2. Итог семинарского занятия.

Литература:

Алпатов М. В. Андрей Рублёв.- М., 1972

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: В 2Т- 1955

Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993

Филатов В. В. Краткий иконописный иллюстративный словарь.- М., 1996

 

 

Тема: Искусство модерна.

Цель: Изучить искусство конца 19 столетия, освоить особенности стиля модерн, научить самостоятельно определять стиль модерн в архитектуре.

Обеспечение: Учебники, репродукции, деловые игры, сообщения.

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активация опорных знаний.

Сформулировать 10 вопросов по картине «Утро стрелецких казней»; «Боярыня Морозова»,  / тема «Товарищество передвижных выставок /.

  1. Заслушивание рефератов.

Темы рефератов:

  1.  
    • Стили модерна в архитектуре.
    • Живопись модерна.
    • Создание и анализ визиток художников в стиле модерн.
  2. Обсуждение сообщений и визиток.
  3. Подведение итогов.

Литература:

Евхануров М. К. История Мировой культуры.- М., 1987

Емохонова  Л. Г. Мировая художественная культура.- М., 1982

Лозовой В. О. Основы художественной культуры.- Харьков 1997

 

 

 

Тема: Живопись 60-70х годов 19 века.

Цель: Научить определять живопись шестидесятников по творческой манере художников /сравнение с произведениями 1 половины 19 столетия/. Изучить искусство передвижников.

Обеспечение: Репродукции, лекции, таблицы, рефераты.

План:

  1. Цель занятия.
  2. Активизация знаний.

Деловая игра «найди  пару»:

Цель игры: научить, по фрагменту определять произведения передвижников.

Автор----» название произведения.

  1. Заслушивание сообщений.

Темы сообщений:

  • Живопись 60х годов 19 века.
  • Организация «Товарищество Передвижных выставок»
  • Творчество Крамского.
  • Творчество Перова.
  • Жанровая живопись 70х годов 19 века.
  1. Обсуждение и анализ выступлений.
  2. Подведение итогов занятия.

Литература:

Маркова А. Н. Культурология. - М., 1997

Провозина Н. М. Лекции по Мировой культуре. Учебное пособие- 1998

Бенуа О. Ю. Краткий курс лекций.- М., 1993

Ветлугина А. Н. Рассказы о художниках. - М., 1981

 

 

Тема: Искусство Древней Руси.

Цель: Изучить искусство эпохи 9-17 веков. Сформировать умения определять по сюжету название – канон. Вызывать интерес к иконописному искусству.

Обеспечение: Конспекты лекций, учебник, рефераты, упражнения.

План:

  1. Цель занятия.
  2. Активация опорных знаний.

Диктант.

Кремль был восстановлен в … веке. Первой постройкой был … .  Автор сооружения … .  Следующая постройка … . Архитектор… .

При Иване 3 были построены …, …, …, … Иван 4 достраивал … .

Расписывали храмы … . Лучшими росписями считаются … .

 

Советская постройка Кремля … .

Все сооружения окружают ….. башни … .

  1. Заслушивание сообщений.

Темы сообщений:

  1.  
    • Искусство Киевской Руси.
    • Архитектура Владимиро – суздальской  школы.
    • Творчество А. Рублёва.
    • Творчество Грека.
    • Творчество Дионисия.
    • Творчество С. Ушакова.
    • Архитектура Кремля.
  2. Беседа по теме.
  3. Итог семинарского занятия.

Литература:

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: В 2т.- М., 1975

Кондаков Н. П. Русская икона.- Прага. 1995

Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа.- М., 1981

Филатов В. В. Краткий иконописный словарь.- М., 1996

 

 

 

Тема: Живопись Испании 17 столетия.

Цель: Изучить искусство 17 столетия. Освоить материал, связанный с искусством Италии (Караваджо). Научить сравнивать произведения южной и северной школ.

Обеспечение: Репродукции, учебник, деловые игры, рефераты, таблицы.

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активизация опорных знаний.

Задание.

Придумать 10 вопросов по теме:

«Итальянское искусство 16 столетие».

  1. Чтение рефератов.

Темы рефератов:

  1.  
    • Искусство Испании периода барокко.
    • Творчество Веласкеса.
    • Творчество Риберы
    • Творчество Сурбарана.
  2. Анализ выступлений и создание таблицы.

Пример таблицы:

Испания 17 век

 

Виды искусства                  Виды искусства                    Виды искусства

 

Жанры                                  Жанры                                   Жанры

 

 Автор                   Автор                     Автор                      Автор

  Литература:

Алпатов А. И.  История русской и советской архитектуры.- М., 1980

Боголюбская И. А.  История искусств.- М., 1999

Гнедич. История искусств.- М., 1993

 

 

Тема:   Живопись эпохи Просвещения.

Цель: Изучить творчество художников Англии и Франции 18 столетия. Усвоить и запомнить название произведений художников по данной теме.  Увеличить активный словарь терминами.

План:

  1. Цели занятия.

Вопросы для тестов:

1)      Что такое «Просвещение»:

а) эпоха    б) стиль  в) время   г) форма

     2)  Английский просветитель в живописи:

а) Хогорт    б) Ватто   в) Рейнольдс    г) Гейнсборо

     3)  Автор работы «Паралитик»:

а) Ватто    б) Хогорт    в) Грез    г) Давид

     4)  Стиль работ Шардена:

а) классицизм   б) барокко   в) романский    г) сентиментализм

    2. Чтение рефератов.  Обсуждаемые вопросы:

  • Творчество Хогорта
  • Творчество Шардена
  • Просветительский реализм Греза.
  1. Обсуждение сообщений.
  2. Подведение итогов.

Литература:

Алпатов А. И.  История русской и советской архитектуры.- М., 1980

Боголюбская И. А.  История искусств.- М., 1999

Гнедич. История искусств.- М., 1993

 

 

Тема:  Искусство Франции 1 половины 19 века.

Цель: Изучить искусство периода романтизма.  Сформировать умения видеть разницу стилей классицизма и романтизма. Учить использовать в речи искусствоведческую терминологию.

Обеспечение: Конспекты лекций, учебники, логические схемы, рефераты.

План:

  1. Цели занятий.

Обсуждение темы: Общая характеристика искусства Франции 1 половины 19 столетия.

Рефераты.

Вопросы для обсуждения:

1)      Живопись Франции 1 половины 19 столетия.

а) Творчество Э. Делакруа.

б) Творчество Т. Жерико.

в) Сравнительный анализ произведений Ж. Давида и Э. Делакруа.

2.   Анализ сообщений.

Литература:

Гнедич П. П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм: М.: ЭКСМО, 205

Львова Е. П., Сарабьянов О. В., Мировая художественная культура 19 - 20 век: М - Л 2007

Дятлова Г. В., Популярная история живописи: М.,: Вече, 2001

 

 

 

Тема: Искусство Древней Греции.

Цель: Изучать этапы развития искусства Древней Греции, научить отличать  архитектуру Древней Греции от архитектуры Древнего Рима, обогатить словарный запас.

Обеспечение: учебники, репродукции, компьютерные диски.

План:

  1. Обсуждаемые вопросы:
    • Архитектура классики.
    • Скульптура периода классики.
    • Живопись Древней Греции.
    • Искусство периода эллинизма.
  2. Заслушивание рефератов.
  3. Дискуссия.

Анализ произведений. Скульптура периода классики и архаики.

  1. Анализ сообщений.
  2. Подведение итогов.

Литература:

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств.- М. – Л. 1955, Т1

Брунов Н. И. Памятники Афинского Акрополя.- М, 1973

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.- М., 1972

Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы., - Л., 1986

 

 

 

Тема: Искусство периода средневековья.

Цель: Изучить искусство периода романа и готического. Освоить особенности

стилей романского и готического.

Уметь проводить сравнительный анализ скульптур периода 12- 14 веков.

Уметь отличать постройки готики и романского стиля.

Пополнять словарный запас искусствоведческой терминологией.

Обеспечение: Конспекты лекций, учебники, схемы, рефераты, репродукции, фильм «Красивейшие замки Европы».

План:

  1. Цели занятия.
  2. Активизация опорных знаний.

1) Перечислите скульпторов античности.

2) Произведения классического периода.

3) Почему искусство называется романским?

4) Почему искусство называется готическим?

5) Назовите архитектурные памятники готики.

6) Назовите архитектурные памятники романского периода.

7) Что такое контрфорсы?

8) Что такое аркбутаны?

     3.  Заслушивание рефератов.

Темы рефератов:

  • Архитектура 13 – 15 веков. Западная Европа.
  • Скульптура средневековья.
  • Живопись средневековья.  

4.   Дискуссия.

 Тема дискуссии: «Средневековье – упадок или расцвет культур».

5. Обсуждение сообщений.

6. Итог семинарского занятия.

Литература:

Гуревич А. Я. Категория средневековья. – М., 1972

Классическое искусство Запада. – М., 1993

Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1988.

Конструктор сайтов - uCoz