Тема: Искусство Германии и Англии 1 пол. 19 ст. Цель: Знать искусство «назарейцев» и прерафаэлитов. Знать истоки этих направлений. Повторить искусство Возрождения. Пополнять словарный запас искусствоведческими терминами. Оборудование: рефераты, репродукции, упражнения. План: 1. Цели и задачи занятия. 2. Активизация опорных знаний. Создание опорных таблиц по теме «Возрождение». Возрождение
Южное Северное
Леонардо Рафаэль Микеланджело Дюрер Гольбейн Кранах
Особенности работ Особенности работ
3. Заслушивание сообщений и докладов. Темы сообщений:
4. Анализ выступлений. 5. Итог семинарского занятия. Литература: Маркова А. Н. История Мировой культуры, М.. – 1978 Провозина И. М. Лекции по Мировой культуре., М. – 1996 Белова О. Ю. История искусств. Краткий курс лекций., М. – 1998 Всеобщая история искусств Бенуа Н. Т., Ч. – 1957
Тема: Живопись 17 столетия. Голландия.
Цель: Изучить творчество художников Нидерландской школы живописи. Научить делать сравнительный анализ произведений фламандской и голландской школ живописи. Обеспечение: лекции, логические схемы, рефераты, деловые игры.
План:
Творческое задание: «Восстанови слово» М . . . . . . . . . Вопросы к заданию: 1. Автор работы «Спас» 2. Что такое сфумато? 3. Автор работы «Мадонна в кресле». 4. Жанр искусства. 3. Дискуссия. 4. Анализ сообщений. Темы сообщений:
Литература: Доброклонский М. В. История искусства зарубежных стран. Жабцов В. М. Эпоха Возрождения.
Тема: Живопись барокко. Фландрия. Цель: Изучить искусство барокко: творчество художников Т. П. Рубенса, Иорданса, Ван Дейка. Научить по произведению определять особенности стиля. Обеспечение: учебники, дополнительная литература, деловые игры, репродукции.
План.:
Темы рефератов и сообщений:
Семинар. Литература: Алпатов М. Р. «Всеобщая история искусств» М. – Л., 1948 – 1955 Т 2 Гнедич П. П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм: М. :ЭКСМО, 2005 Дятлова Г. В., Хворостухина С. А., Популярная история искусства: М.: Вече, 2001 Канбор А. М., Зернов Б. А. Искусство 18 века Малая история искусств: М., «Искусство», 1972
Тема: Искусство 18 столетия России Цель: Изучить искусство живописи, архитектуры и скульптуры. Сформировать умения дать характеристики различным жанрам искусства. Обеспечение: конспекты лекций, учебники, схемы, рефераты, деловые игры.
План:
Вопросы тестов:
Темы рефератов:
Литература: Предтеченская Л. М., Мировая художественная культура. 1999 Левяш И. Я. - М., 1998 Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. М., 1998 Пикулев И. В. История искусств. М., 1984
Тема: Архитектура 18 столетия Россия.
Цель: Изучить архитектуру 18 столетия, стили и направления. Освоить терминологию (архитектурные стили, элементы архитектуры). Уметь сравнивать стили. Оборудование: Лекции, фильм «Архитектура Москвы 18-19 века», репродукции, рефераты. План:
Устный опрос:
Просмотр фрагмента фильма «Архитектура Москвы»
Темы сообщений:
Литература: Пикулев В. А. Русская культура 18 ст. М., 1988 Маркова А. Н., История мировой культуры 18 ст. Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. М., 1988 Ливанов Т. М. Азбука в эпоху Просвещения. М. 198?
Тема: Живопись рококо. Искусство Западной Европы. Цель: Изучить искусство начала 18 столетия. Уметь отличать работы стиля рококо от работ других стилей. Уметь анализировать произведения. Обеспечение: Конспекты лекций, репродукции, фильм «Пророчество Ватто», сообщения. План:
Темы докладов: 1) Творчество Ватто. 2) Творчество Фрагонара. 3) Особенности стиля рококо и проявление его в декоративном искусстве. 4. Обсуждение и анализ выступлений. 5. Подведение итогов. Литература: Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура.- М., 1976 Скворцова Е. М. Теория и история культуры.- М., 1999 Алпатов И. С. Искусство.- М., 1976 Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.- М., 1985 Капица Ф. С. История Мировой культуры.- М., 1997
Тема: Искусство как форма сознания. Виды, формы, жанры изобразительного искусства. Цель: Научиться определять форму и жанр изобразительного искусства. Учить писать аннотации к выставке. Оборудование: работы художников, выставленные в выставочном зале. План:
Примечание. Творческое задание выполняется в следующей последовательности: 1) а) Осмотр выставки. б) Определение видов, жанров, форм произведений. в) Написание аннотации: «На данной выставке представлены работы следующих жанров ... . Техники, в которых выполнены работы … .» г) Авторы, названия работ. 2) Анализ понравившегося произведения. План анализа:
Литература: Лукьянов О. Украинская и зарубежная культура, Харьков 2000 Осипов О. К., Культурология. - М., 1984 Пикулев К. И. Русское искусство.- М., 1999
Тема: Архитектура классики. Цель: Уметь находить и выделять архитектурные постройки данного стиля. Изучить название архитектурных элементов стиля. Задание.
Оценка: Оценивается умение зарисовывать элементы, а также теоретически обосновывать правильность своих выводов. Литература: Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.- М., 1985 Искусство Древней Греции и Рима Эрмитажа: Альбом.- Л., 1975 Блаватский В. Д. Теоретическая скульптура. М.,- Л., 1938 Капица Ф. С. История Мировой культуры. – М., 1997 Френч Х. История архитектуры.- М., 2003
Тема: Искусство России конца 19 столетия. Цель: Изучить творчество художников конца 19 столетия, знать организации и их представителей. Уметь анализировать работы художников стиля модерн. Оборудование: Конспект лекций, рефераты, репродукции, фильм «История живописи». План:
Деловая игра «4 лишний»: 1) В 1 половине 19 века работали: а) Брюллов б) Иванов в) Федотов г) Радищев. 2) К реалистическому направлению: а) романский б) романтический в) сентиментальный г) сюрреалистический 3) В 18 веке жили: а) Ломоносов б) Екатерина 1 в) Николай 1 г) Боровиковский 3. Заслушивание докладов. Темы докладов:
4. Дискуссия по вопросу: Причины распада «Товарищества передвижных выставок»». 5. Анализ и обсуждение выступлений. 6. Итоги семинарского занятия. Литература: Ф. Н. История русского искусства.- М.,1959 Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура.- М., 1999
Тема: Живопись Революционного классицизма. Цель: Изучить творчество Давида. Уметь анализировать работы, проводить сравнительный анализ с другими стилями. Обеспечение: Репродукции, рефераты, деловые игры, конспекты. План:
Задание студентам: Ответить на вопросы. Первые буквы слов ответов дадут имя египетской царицы. 1) Автор «Венеры». 2) Кто расписывал Успенский собор во Владимире? 3) Автор работы «Ассунта». 4) К какой резиденции относится здание Эрехтейона? 5) Тип сооружения в Древней Греции. 6) Изображение Девы Марии в Софии Киевской. 7) Государство, подарившее фаюмский портрет. 8) Автор работы «Портрет Нелидовой». 9) Стиль античности.
Темы сообщений:
Литература: Ракова И. О. Историческая живопись.- М., 1978 Гнедич. История искусств.- М., 1997 Коваленская. История искусств 18 столетия.- М., 1981
Тема: Искусство централизованного государства. Цель: Изучить этапы развития живописи от 14 до 17 столетия. Знать Строгановскую и Горбуновскую школы живописи. Уметь при сравнении определять авторов иконописных работ. Обеспечение: Конспекты лекций, учебники, рефераты, репродукции, фильм «Росписи Успенского собора». План:
1) Установить хронологию: Рублёв, Леонардо, Джотто, Ушаков, Алевиз Новый, Ватто, Иван Грозный, Фиорованти, Донателло. 2) Найти современников А. Рублёва в европейском искусстве: Перуджино, Давид, Микеланджело, Тициан, Донателло, Мазаччо, Брунеллески, Тинторетто, С. Мартини.
Темы рефератов:
Литература: Алпатов М. В. Андрей Рублёв.- М., 1972 Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: В 2Т- 1955 Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993 Филатов В. В. Краткий иконописный иллюстративный словарь.- М., 1996
Тема: Искусство модерна. Цель: Изучить искусство конца 19 столетия, освоить особенности стиля модерн, научить самостоятельно определять стиль модерн в архитектуре. Обеспечение: Учебники, репродукции, деловые игры, сообщения. План:
Сформулировать 10 вопросов по картине «Утро стрелецких казней»; «Боярыня Морозова», / тема «Товарищество передвижных выставок /.
Темы рефератов:
Литература: Евхануров М. К. История Мировой культуры.- М., 1987 Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура.- М., 1982 Лозовой В. О. Основы художественной культуры.- Харьков 1997
Тема: Живопись 60-70х годов 19 века. Цель: Научить определять живопись шестидесятников по творческой манере художников /сравнение с произведениями 1 половины 19 столетия/. Изучить искусство передвижников. Обеспечение: Репродукции, лекции, таблицы, рефераты. План:
Деловая игра «найди пару»: Цель игры: научить, по фрагменту определять произведения передвижников. Автор----» название произведения.
Темы сообщений:
Литература: Маркова А. Н. Культурология. - М., 1997 Провозина Н. М. Лекции по Мировой культуре. Учебное пособие- 1998 Бенуа О. Ю. Краткий курс лекций.- М., 1993 Ветлугина А. Н. Рассказы о художниках. - М., 1981
Тема: Искусство Древней Руси. Цель: Изучить искусство эпохи 9-17 веков. Сформировать умения определять по сюжету название – канон. Вызывать интерес к иконописному искусству. Обеспечение: Конспекты лекций, учебник, рефераты, упражнения. План:
Диктант. Кремль был восстановлен в … веке. Первой постройкой был … . Автор сооружения … . Следующая постройка … . Архитектор… . При Иване 3 были построены …, …, …, … Иван 4 достраивал … . Расписывали храмы … . Лучшими росписями считаются … .
Советская постройка Кремля … . Все сооружения окружают ….. башни … .
Темы сообщений:
Литература: Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: В 2т.- М., 1975 Кондаков Н. П. Русская икона.- Прага. 1995 Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа.- М., 1981 Филатов В. В. Краткий иконописный словарь.- М., 1996
Тема: Живопись Испании 17 столетия. Цель: Изучить искусство 17 столетия. Освоить материал, связанный с искусством Италии (Караваджо). Научить сравнивать произведения южной и северной школ. Обеспечение: Репродукции, учебник, деловые игры, рефераты, таблицы. План:
Задание. Придумать 10 вопросов по теме: «Итальянское искусство 16 столетие».
Темы рефератов:
Пример таблицы: Испания 17 век
Виды искусства Виды искусства Виды искусства
Жанры Жанры Жанры
Автор Автор Автор Автор Литература: Алпатов А. И. История русской и советской архитектуры.- М., 1980 Боголюбская И. А. История искусств.- М., 1999 Гнедич. История искусств.- М., 1993
Тема: Живопись эпохи Просвещения. Цель: Изучить творчество художников Англии и Франции 18 столетия. Усвоить и запомнить название произведений художников по данной теме. Увеличить активный словарь терминами. План:
Вопросы для тестов: 1) Что такое «Просвещение»: а) эпоха б) стиль в) время г) форма 2) Английский просветитель в живописи: а) Хогорт б) Ватто в) Рейнольдс г) Гейнсборо 3) Автор работы «Паралитик»: а) Ватто б) Хогорт в) Грез г) Давид 4) Стиль работ Шардена: а) классицизм б) барокко в) романский г) сентиментализм 2. Чтение рефератов. Обсуждаемые вопросы:
Литература: Алпатов А. И. История русской и советской архитектуры.- М., 1980 Боголюбская И. А. История искусств.- М., 1999 Гнедич. История искусств.- М., 1993
Тема: Искусство Франции 1 половины 19 века. Цель: Изучить искусство периода романтизма. Сформировать умения видеть разницу стилей классицизма и романтизма. Учить использовать в речи искусствоведческую терминологию. Обеспечение: Конспекты лекций, учебники, логические схемы, рефераты. План:
Обсуждение темы: Общая характеристика искусства Франции 1 половины 19 столетия. Рефераты. Вопросы для обсуждения: 1) Живопись Франции 1 половины 19 столетия. а) Творчество Э. Делакруа. б) Творчество Т. Жерико. в) Сравнительный анализ произведений Ж. Давида и Э. Делакруа. 2. Анализ сообщений. Литература: Гнедич П. П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм: М.: ЭКСМО, 205 Львова Е. П., Сарабьянов О. В., Мировая художественная культура 19 - 20 век: М - Л 2007 Дятлова Г. В., Популярная история живописи: М.,: Вече, 2001
Тема: Искусство Древней Греции. Цель: Изучать этапы развития искусства Древней Греции, научить отличать архитектуру Древней Греции от архитектуры Древнего Рима, обогатить словарный запас. Обеспечение: учебники, репродукции, компьютерные диски. План:
Анализ произведений. Скульптура периода классики и архаики.
Литература: Алпатов М. В. Всеобщая история искусств.- М. – Л. 1955, Т1 Брунов Н. И. Памятники Афинского Акрополя.- М, 1973 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.- М., 1972 Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы., - Л., 1986
Тема: Искусство периода средневековья. Цель: Изучить искусство периода романа и готического. Освоить особенности стилей романского и готического. Уметь проводить сравнительный анализ скульптур периода 12- 14 веков. Уметь отличать постройки готики и романского стиля. Пополнять словарный запас искусствоведческой терминологией. Обеспечение: Конспекты лекций, учебники, схемы, рефераты, репродукции, фильм «Красивейшие замки Европы». План:
1) Перечислите скульпторов античности. 2) Произведения классического периода. 3) Почему искусство называется романским? 4) Почему искусство называется готическим? 5) Назовите архитектурные памятники готики. 6) Назовите архитектурные памятники романского периода. 7) Что такое контрфорсы? 8) Что такое аркбутаны? 3. Заслушивание рефератов. Темы рефератов:
4. Дискуссия. Тема дискуссии: «Средневековье – упадок или расцвет культур». 5. Обсуждение сообщений. 6. Итог семинарского занятия. Литература: Гуревич А. Я. Категория средневековья. – М., 1972 Классическое искусство Запада. – М., 1993 Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1988. |
|
|